Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, то на данном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
В настоящее время перед педагогами стоит задача: с одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые востребованы сейчас и будут востребованы в будущем, а с другой стороны способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Важно обогащать представления дошкольников о самых разных профессиях, для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов, играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.
Тема творческого проекта «Формирование представлений о профессиях у детей 4-6 лет в процессе реализации учебной программы дошкольного образования».
Цель творческого проекта: создание и внедрение системы работы по формированию представлений о профессиях у детей 4-6 лет.
Задачи:
- создать систему работы по формированию представлений о профессиях у детей 4-6 лет в процессе организации предметно пространственной развивающей среды, совместно-самостоятельной деятельности (дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, этюды, художественная литература и т.д.), специально организованной, проектной, трудовой деятельности;
- повысить профессиональные компетенции педагогов в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста;
- разработать методическое сопровождение по формированию представлений о профессиях у детей 4-6 лет;
- развить познавательные, коммуникативные, творческие способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования представлений о профессиях взрослых;
- разработать эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников по формированию представлений о профессиях взрослых;
- провести мониторинг результатов внедрения проекта, систематизировать и обобщить полученные материалы.
Реализация творческого проекта осуществлялась поэтапно в соответствии с разработанным планом на периоды: 2018/2019, 2019/2020 и 2020/2021 учебные годы.
В период с сентября 2018 по август 2019 года осуществлялся подготовительный этап проекта: создание условий для реализации творческого проекта
Основные направления деятельности в этот период:
1.Изучение психологических и педагогических основ современного трудового воспитания и игровой деятельности.
2.Анализ предметной развивающей среды.
3.Выявление уровня развития представлений у детей 4-6 лет о профессиях взрослых
4.Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
5.Обогащение предметной развивающей среды, оптимизация её содержания для формирования представлений о профессиях взрослых.
6.Подбор форм и методов работы с детьми 4-6 лет по формированию представлений о профессиях.
7.Определение форм взаимодействия с родителями воспитанников, содержания работы.
Вся работа по реализации творческого проекта осуществлялась в соответствии с составленным календарным планом на 2018/2019 учебный год.
Работа над проектом началась с изучения психологических и педагогических основ современного трудового воспитания и игровой деятельности: «Современные подходы в организации трудового воспитания детей дошкольного возраста», «Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности», «Роль взрослых в организации труда взрослых», «Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме трудового воспитания дошкольников и ознакомления с профессиями взрослых», «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста», «Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду» и т.д.
Успешное осуществление работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной развивающей среды.
Анализ предметно пространственной развивающей среды показал: созданные условия не позволяют в достаточном объеме проводить с дошкольниками работу по ознакомлению с профессиями взрослых.
Выявление уровня развития представлений у детей 4-6 лет о профессиях взрослых осуществлялось путем использования методики «Что такое профессия» Е.И. Медвецкой
По результатам диагностики выявлена проблема: у детей сформирован низкий уровень представлений о профессиях взрослых.
Для решения поставленных задач и выявленных проблем, провели следующую работу:
1.Оснащение предметно-пространственной развивающей среды:
Для организации работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых в группах создавалась соответствующая развивающая среда. Были оформлены уголки по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых, куда вошли: дидактические игры, наглядный материал, игровые модули, сюжетно-ролевые игры. Кроме этого:
Подобран демонстрационный материал по теме «Профессии»;
Подбор мультфильмов, видеофильмов, связанных с темой «Профессии»;
Подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с темой «Профессии» в книжных уголках;
Изготовлены ширмы для сюжетно – ролевых игр («Шиномонтаж», «Магазин «Родный кут», «Аптека», «Кафе», «Поликлиника», «Служба РОЧС», «Банк» и др.);
Созданы картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
2. Творческой группой педагогов были определены направления работы по теме проекта, а также определены формы и методы работы с воспитанниками по формированию представлений о мире профессий.
Ознакомление с профессиями осуществляется не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Поэтому вся работа планировалась с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей и требованиями учебной программы дошкольного образования.
Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволило спланировать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией. Педагогами разрабатывались примерные конспекты занятий разного типа с подбором различных методов и приемов, а также примерные конспекты экскурсий, наблюдений, квест-игр. Кроме этого были определены направления взаимодействия с семьями воспитанников.
3.Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых осуществлялась через:
- консультации «Формирование представлений о труде взрослых и их профессиях у детей дошкольного возраста», «О труде взрослых через игру», «Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых и их профессиях», «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учетом социального окружения» и т.д., а также индивидуальные консультации по теме проекта по запросам педагогов.
- Семинар – практикум «Формы и методы работы с детьми 4-6 лет по формированию представлений о труде взрослых и их профессиях».
- Мастер – класс «Играем – профессии выбираем».
4.Союзниками в реализации проекта стали родители. Чтобы привлечь их внимание к ознакомлению детей с профессиями, мы подготовили для них ряд консультаций: «Знакомим ребёнка с профессиями», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями» и т.д.
Педагоги творческой группы разработали примерные сценарии родительских собраний, семинаров, круглых столов по вопросу приобщения дошкольников к миру профессий взрослых.
Для родителей организовано выступление на родительском собрании «Труд взрослых – пример для ребенка». В результате предварительной работы с родителями на начальном этапе отмечается осознание ими необходимости ведения работы по ознакомлению детей с миром профессий; значимости знаний детей о профессиях.
С января 2019 по август 2020года прошел основной этап, который включал в себя организацию работы по созданию и внедрению в учреждении дошкольного образования системы работы по формированию представлений о профессиях у детей 4-6 лет:
1.Методическое и психологическое сопровождение реализации творческого проекта.
2.Организацию работы с детьми по формированию представлений о профессиях в специально организованной, нерегламентированной, игровой деятельности, проектной и трудовой деятельности.
3.Корректировка перспективных планов, конспектов занятий, игр.
4.Организация и проведение совместных мероприятий с родителями по формированию представлений у детей о профессиях.
5.Мониторинг деятельности и промежуточных результатов реализации проекта, их коррекция (по необходимости).
6.Выявление эффективных приемов и механизмов организации работы над творческим проектом.
7.Представление результатов по завершении основного этапа творческого проекта в педагогическом коллективе, на методических объединениях и т.д.
Работа по реализации основного этапа проекта осуществлялась в соответствии с составленным календарным планом на 2019/2020 учебный год.
В группах была продолжена работа по созданию оптимальных условий для ознакомления дошкольнтков с профессиями взрослых:
-созданы тематические лэпбуки: “Професии”, “Школа”, “Хочу быть космонавтом”, “Сельскохозяйственные професии”, “Профессия - пожарный” и т.д.;
-дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста: “Кем я хочу стать?”, “Помощники”, “Кому нужны эти предметы?”, “Назови профессию”, “Как хлеб на стол пришел”, “Путешествие на ферму”, “Кто больше знает профессий” и т.д.,
-ширмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (Шиномонтаж, Поликлиника, Магазин, Аптека, Кафе, Банк и т.д.);
-практическое применение разработанных конспектов занятий, квестов, виртуальных экскурсий;
-составлены картотеки дидактических игр и сюжетно-ролевых игр.
Творческой группой были разработаны примерные конспекты занятий различных видов. Работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых опиралась на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками по разработанным конспектам, использовались различные средства и формы работы, виды деятельности, которые смогли повысить уровень познавательной активности воспитанников. (переделала)
Использовались традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
- традиционные доминантные, комплексные и интегрированные занятия;
- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
- трудовая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
- изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
- проектирование;
- квест-игры;
- просмотр мультфильмов, фильмов о профессиях;
- виртуальные экскурсии.
Ознакомление детей с профессиями взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Надо отметить, что наиболее действенными способами ознакомления с трудом взрослых – является наблюдение за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако, наглядное восприятие требует интерпретации в дальнейшем. Через рассказ воспитателя происходит уточнение, закрепление, дополнение сведений, полученных во время наблюдений.
Но не всегда есть возможность сходить на экскурсию, чтобы познакомится с той или иной профессией. Поэтому одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых стала виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Разработаны конспекты виртуальных экскурсий с подборкой видеоматериалов по теме проекта.
Количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появилась возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные виртуальные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.
Знакомство с профессиями в ходе специально организованной деятельности способствовало расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время занятий интегрировались различные образовательные области, использовались разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые).
Уточнению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к трудящемуся человеку способствовали продуктивные виды деятельности дошкольников, такие, как конструирование, аппликация, рисование, лепка.
В ходе реализации проекта по ознакомлению воспитанников с профессиями взрослых, нашими педагогами разрабатывалась новая форма организации образовательного процесса – квесты.
Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игроков заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, чтобы решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Педагогами разработаны квест-игры для детей старшего дошкольного возраста: темы «Профессии в детском саду», «Путешествие в страну профессий», «Город Мастеров», «Профессии давних лет», «Профессия кондитер» и т.д.
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которого ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.
На данном этапе осуществлены (разработаны) проекты по темам: «Профессии наших родителей», «Работа всякая нужна, работа всякая важна», «Мамы разные нужны, их профессии важны», «Профессии сотрудников детского сада», «Профессия врач», «Профессия – Родину защищать», «Самая вкусная профессия», «Профессия учитель», «Профессия библиотекарь», «Профессия - пожарный», «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями».
Одним из важных средств обучения и воспитания в дошкольном возрасте является игра.
Игра - основной вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, модели профессионального поведения. Развитию интереса к данному виду игры, способствуют созданные педагогами групп ширмы для сюжетно-ролевых игр. Благодаря таким ширмам ребенок в одно мгновение может стать шофером, пожарным, врачом, продавцом.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Творческая группа и педагоги дошкольного учреждения провели работу по подбору материала и изготовлению дидактических игр. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши». В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Воспитатели нашего дошкольного учреждения в рамках творческого проекта внедряют в практику своей работы новые эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников, а именно ознакомлению с профессиями взрослых. К ним можно отнести лэпбук. Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, схем, графиков, стишков, игр.
Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает и сам ребенок. Любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно не только многократно пересматривать, но и играть и всегда это будет увлекательно.
Участники творческой группы, воспитатели Кулешова Людмила Ивановна, Турова Елена Игоревна, Козлова Анастасия Валерьевна в настоящее время продолжают работу над созданием лэпбуков по ознакомлению дошкольников с профессиями по темам «Профессия - врач», «Банк», и т.д.
В рамках работы проекта с педагогами проводились индивидуальные консультации по теме проекта, открытые просмотры (средние и старшие группы: виртуальные экскурсии, квест, специально организованная деятельность), а также продолжалась разработка практического материала.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к труду, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Информационное воздействие родителей проявляется во всех видах их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу сталкиваются с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Одной из форм работы с родителями является «День профессий родителей», когда в дошкольное учреждение приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Совместно с родителями организуется фотовыставка, оформляются альбомы. Родители привлекаются к проектной деятельности.
Для родителей организовано выступление на общем родительском собрании «Формирование представлений о профессиях взрослых у детей дошкольного возраста», а также групповые родительские собрания: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии», «Моя профессия - самая лучшая» «Расскажи о своей профессии» (в форме семинара-практикума), совместный досуг с родителями «Путешествие в мир профессий наших мам», беседа с родителями «Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника».
В результате работы с родителями отмечается осознание ими необходимости ведения работы по ознакомлению детей с профессиями. А для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям в будущем.
В целом, на данном этапе основная цель была достигнута.
Обобщающий этап: сентябрь2020- май 2021года.
1.Составление отчетов участниками творческого проекта и общего отчета по учреждению дошкольного образования.
2.Представление опыта и результатов работы над творческим проектом в педагогическом коллективе, методических объединениях. Анализ итогов творческого проекта.
3.Подготовка аналитической справки и комплекса материалов по итогам работы над творческим проектом.
4.Описание опыта и оформление материалов.
Таким образом, в результате творческого проекта создана система работы по формированию представлений о профессиях у детей 4-6 лет через организацию предметной развивающей среды, совместно-самостоятельной деятельности, специально организованную деятельность, трудовую деятельность.
Разработано методическое сопровождение по формированию представлений о профессиях у детей 4-6 лет в процессе реализации учебной программы дошкольного образования.
Сформированы познавательные, коммуникативные, творческие способности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых.
Повышена профессиональная компетенция педагогов в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Определены эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников по формированию представлений о профессиях взрослых.
В заключении хочу сказать, что полученные представления детьми дошкольного возраста о профессиях взрослых позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Система работы по данной теме с дошкольниками может оказать существенное влияние на определение дальнейшего выбора жизненного пути ребенка, проведение адаптации к миру профессий через игру.
Выбор профессии уже с дошкольного возраста повлияет не только на восприятие окружающей жизни, но и на жизнь каждого ребенка в целом.