Конспект занятия
по образовательной области «Ребенок и общество»
для детей старшей группы
по теме "Сказка – ложь, да в ней намек…"
(профилактика жестокого обращения с детьми и сексуального насилия) с участием законных представителей
Программные задачи:
1. Формировать представления о правилах безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.
2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание.
3. Воспитывать самостоятельность, осторожность.
Материал: иллюстрации к сказкам «Красная Шапочка», «Кот, Лиса и Петух», «Колобок», сюжетные картинки-подсказки «Будь осторожен с незнакомыми людьми!», мяч.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Кот, Лиса и Петух», «Колобок», авторской сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»; просмотр мультфильма; обыгрывание сказки с игрушками, используя настольный театр,составление рассказов по сюжетным картинкам; придумывание окончаний сказок; беседы с детьми о правилах поведения с незнакомыми людьми; дидактические игры «Хорошо-плохо».
Ход занятия
Дети проходят к стульям, садятся полукругом.
- Ребята, тема нашего занятия «Сказка ложь да в ней намек». Действительно ли так?! (ответы детей)
-Давайте, вместе поговорим о сказках, которые вы ранее прочитали вместе с родителями и воспитателем.
1-й родитель показывает иллюстрации к сказке «Красная Шапочка» и предлагает угадать сказку, к которой она нарисована. Далее следует обсуждение сказки.
Воспитатель:
-Куда мама отправила Красную Шапочку? ( К бабушке, в другую деревню)
-Зная доверчивость и общительность дочери, какой наказ дала мать дочери? (Идти прямо по тропинке, никуда не сворачивая)
- Последовала ли Красная Шапочка родительскому наставлению? ( Девушка им не следует - напротив, она действует согласно советам волка: остановиться, «оглянуться вокруг» и послушать, «как сладко поют птицы».)
- К чему привело непослушание девочки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)
2-й родитель показывает иллюстрации к сказке «Кот, Лиса и Петух»; предлагает угадать сказку, к которой она нарисована и обсудить поведение героев сказки.
Воспитатель:
- Какой в сказке Петушок? ( Непослушный, доверчивый)
- Какая в сказке Лиса? (Обманщица, хитрая, злая)
- Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы? (Ее хитрость, ласковый голос, подманивала угощением - горошком)
Физкультминутка:
- Давайте мы вспомним слова хитрой Лисы и покажем ее движения.
Петушок, петушок, (хитрая улыбка, наклоны головы , вправо - влево)
Золотой гребешок, (имитация поглаживания гребешка)
Выгляни в окошко – (подняться на носочки, развести руки в стороны)
Дам тебе горошку. (имитация движения)
Воспитатель:
- Как бы следовало поступить Петушку в ситуации, когда Лиса заговорила с ним? (уверенно говорить «Нет», не реагировать на подкупы Лисы)
- Правильно ли сделал Петушок, что громко кричал и звал на помощь своего друга? (Да)
3-й родитель показывает иллюстрации к сказке «Колобок»; предлагает угадать сказку, к которой она нарисована и обсудить поведение героев сказки.
Воспитатель:
- Как называется сказка? (Это русская народная сказка "Колобок”.)
- С кем встретился Колобок? (Колобок встретился с зайцем, волком, медведем, с Лисой)
- Они были знакомы Колобку? (Они были не знакомы.)
- Что сделала лиса, когда встретила Колобка? (Она притворилась ласковой, приветливой, глухой. Она обманывала Колобка. Сказала, что любит его, а на самом деле, хотела его съесть.)
- Какую ошибку совершил Колобок с точки зрения личной безопасности? ( Ушел один из дома, поверил Лисе, вступил с ней в разговор)
- Какой был Колобок? (Колобок был весёлый, доверчивый, беззаботный, бесхитростный, глупый.)
4-1 родитель:
- Вспомните, еще в каких сказках доверчивые герои попадали в беду и их обманывали хитрые и коварные злодеи.( «Волк, коза и семеро козлят», «Буратино»…).
Воспитатель:
- Ребята чему же учат нас эти сказки? Каким же надо быть в общении с незнакомыми людьми? (С незнакомыми надо быть осторожным, внимательным, наблюдательным, находчивым, решительным.)
- Дети, мы живём в огромном мире. Нас окружают разные люди. Одни взрослые добрые, честные; любят и заботятся о детях. Но есть и другие: хитрые, жестокие. Они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими - пытаясь похитить детей.
Воспитатель:
Игра «Безопасно — Опасно» (игра с мячом)
- Чтобы вам было легко разбираться в сложившихся жизненных ситуациях, поиграем в игру «Безопасно - Опасно»
Дети становятся в круг воспитатель говорит ситуации кидает мяч, ребенок ловит мяч и отвечает безопасная это ситуация или опасная. Если опасная, то воспитатель у детей вырабатывает умение отвечать отказом на обращения незнакомых людей.
Ответы детей:
«Извините, я вас не знаю и никуда с вами не пойду»
«Мне нельзя уходить со двора»
«Обратитесь, пожалуйста к кому– нибудь из взрослых»
«Нет. Извините, я не могу вам помочь»
Ситуации:
«Кто-то чужой зовет покататься на машине?»
«Дети со двора зовут тебя погулять в парк?»
«Дедушка просит тебя прочесть объявление?»
«Ты играешь во дворе, а какой –то мужчина просит тебя помочь ему проводить его до аптеки?»
«Соседка по этажу просит тебя донести одну из ее сумок с продуктами до этажа?»
«Ты идешь по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться?»
«Мальчик со двора, просит тебя достать его мячик, который застрял в кустах?»
«Взрослый человек предлагает тебе деньги или еще что-нибудь, чего тебе очень хочется?» и т.п..
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, много ли таких взрослых, которые могут чем-либо навредить детям? Кто хочет высказаться? Почему ты так думаешь?
-Чтобы не было беды, давайте сами попробуем сформулировать правила поведения на улице с незнакомцами.
5-й родитель выставляет сюжетные картинки-подсказки и предлагает детям самим сформулировать правила.
Дети:
1. Нельзя ходить в безлюдном месте.
2. Нельзя гулять до темноты.
3. Нельзя брать угощение, игрушки у незнакомых людей. ( Воспитатель: «Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей, вспомни сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
4. Нельзя уходить с посторонними, незнакомыми.
5. Никогда не садиться в чужую машину, чтобы покататься.
6. Если взрослые пытаются увести вас силой, надо сопротивляться, кричать.(Воспитатель: « Но как? Окружающие ведь могут подумать, что кричит капризный ребенок. Кричать надо: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!». Это не проявление трусости, а разумное поведение».)
Воспитатель:
-Запомните, дети, правила эти. И с вами не случится никакой беды.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!