«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента»
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Цели:
- Углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента.
- Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Темпераменты:
— меланхолик;
— сангвиник;
— флегматик;
— холерик.
Сангвиник:
— общителен, быстро сходится с людьми;
— чувства легко сменяются;
—мимика богатая, подвижная, выразительная;
— деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
— непоседа;
—рассеян, неаккуратен;
—заводила, выдумщик, фантазер;
—не злопамятен, миролюбив, не жаден.
Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей.
Холерик:
— действия порывисты;
— эмоционален, чувства ярко выражены;
— в зависимости от направленности личности
*+» «—»
инициативность раздражительность
принципиальность аффективность;
— любит риск, приключения;
— не прислушивается к мнению других;
— излишне самостоятелен;
— в еде неразборчив;
— спит мало;
— импульсивен;
— драчун, крикун, конфликтен.
Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надохорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.
Меланхолик:
—трудно долго на чем-то сосредоточиться;
—высокая тревожность, мнительность;
—чувства глубокие;
—отношения налаживаются трудно;
—часто задумчив;
—если расстроится, плачет долго и горько;
—застенчив;
—слишком рассудительный, «маленький взрослый»;
—любит уединение, спокойные игры;
—быстро устает;
—боится спорта.
Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» несоревновательные игры.
Флегматик:
—ровный, спокойный, редко выходит из себя;
—упорный труженик;
—чувства устойчивы;
—замкнут;
—медлителен;
—играет нешумно;
—мало двигается;
—любит порядок и добротность;
—послушен, пунктуален;
—новое не любит;
— в зависимости от направленности личности
«+» «—»
выдержка, глубина лень, безучастность,
мыслей безволие.
Рекомендации: игры на развитие фантазии, pанятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.
При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребенка.
Особенности поведения возбудимого ребенка — холерика
Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.
Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.
Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника
Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.
Особенности поведения медлительного ребенка — флегматика
Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.
Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой — меланхолика
Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.