Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методы и приемы приобщения дошкольников к культурному наследию

Дата: 16 февраля 2023 в 13:49

Методы и приемы приобщения дошкольников к культурному наследию

Подбираются для работы с детьми  наиболее эффективные формы, методы и средства, надо учитывать, что процесс формирования национального самосознания долгий и сложный, и  начинать его надо  прежде всего с ознакомления с родным краем, окружением, подключая средства устного народного творчества. Поэтому основным требованием является создание необходимых условий, чтобы каждый воспитанник смог почувствовать себя частью  своего государства; условия, которые бы позволяли формировать ощущение  духовного единства с жизнью своего народа. Для этого необходимо в каждой группе оформить уголок «Моя родина – Беларусь»,  «Я – белорус», в котором можно разместить:

- альбом с песенками, загадками , подобранными к ним рисунками;

-атрибуты к белорусским  народным играм;

-открытки «Наш город», « Наша страна»;

- дидактические игры «Сложи  узор», «Украшение одежды». «Назови по-белорусски», «Назови сказку», «Сложи содержание сказки», «Жители белорусских лесов»;

-белорусскую художественную литературу;

- макет карты Белоруссии;

- альбомы и фотографии белорусской природы;

-альбомы с рисунками животных и растений Белоруссии;

-куклы в белорусской национальной одежде;

- аудиозаписи музыкальных произведений белорусского фольклора;

Приобщение детей к бел. национальной культуре может быть интересной и творческой работой. Но необходимо помнить, что дошкольный возраст – это период жизни ребенка, когда формируется интерес и потребность в знаниях, а ведущим видом деятельности является игра.

Главной целью занятий или других форм работы с детьми является:

*воспитать чувство гордости за свою Родину, народ, его язык, историю, культуру;

* углубить знания о родном крае, Родине;

* формировать готовность проявить свои знания в деятельности;

Хорошие результаты на занятиях по формированию национального самосознания, интереса к национальной культуре, можно достигнуть с помощью следующих эффективных методов и приёмов работы:

*сюрпризный момент, в которой “спряталась”  тема,  необычное начало занятия (приход гостя,  героя, использование загадки, открытка, рассматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путешествие);

* загадки как форма фольклорного творчества помогают ввести детей в окружающий мир, развивать фантазию, заставляют думать;

* стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;

*проблемные ситуации (дети должны найти выход с помощью анализа, обобщения, сравнекния (могут сравниваться гербы разных стран, флаги; город – деревня;

*игровые приёмы “спрашиваю – отвечай”, “закрой глаза и представь”, “загляни в конверт”, “сложи из частенй” и др.

* викторины;

* использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольклора;

*прослушивание музыкальных произведений;

*творческие задания: “нарисуй, что представил”, “придумай сам”,  “ укрась ...”;

*использование различных средств воздействия на настроение, эмоциональное настроение детей во время совместной деятельности (слушание музыки, чтение стихов и т.д.);

* домашние задания: “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”, “Прочитай и выучи”;

*тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей,  будет способствовать желанию продолжить деятельность;

Интересными будут занятия в форме игровых поучительных ситуаций, которые “ перевоплотят” детей в учителей, дадут возможность каждому ребенку больше раскрыться, активизировать речь, показат ь свои  знания.

Форма путешествия, с использованием рюкзаков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке,  аппликации, тем самым сделает деятельность интегрированной ( “Путешествие с аистом по родной Белоруссии”,  “Птицы поют, к Весне в гости зовут”).

Можно использовать мультимидийную  презентацию: “Звуки родной природы”, “Беларусь - синеокая”  и др. это  сделает процесс ознакомления ещё более интересным и увлекательным.

Кроме специальных занятий, целесообразно проводить тематические вечера, викторины, совместные с родителями праздники, целевые прогулки, беседы. Дети вместе с родителями могут сделать рукописные альбомы “Белорусские  народные загадки” с детскими рисунками, фотоальбом “Наш город”, выполнить творческие задания “Сложи рассказ про улицу, памятник”.

Все это даст возможность решать задачи развития  белорусской речи, раскрыть творческие возможности ребенка, сформировать интерес к народному творчеству, в игровой форме приобщить детей к национальной культуре.

Следует также вести работу с родителями. Формы и методы организации взаимодействия с родителями могут быть следующими: наглядные, словесные, коллективными индивидуальные.

Наглядные формы:

Оформление папок-передвижек на тему “Детский бел. фольклор”;  “Как наши предки гостей угощали”.

Оформление выставок литературы по теме;

Список литературы для чтения детям;

Словесные формы:

*консультации “Воспитываем маленького гражданина” и др.

*выступления на родительских собраниях;

Коллективные формы:

Проведение совместных мероприятий в “Семейной гостинной”;

“Празднуем Каляды вместе с родителями”;

*”Земля на ладони” (художественно-познавательная викторина для родителей и детей старшей группы);

“Ярмарка здоровья” (спортивно-фольклорный праздник с участием детей и родителей старшей группы);

Участие родителей в творческих конкурсах “Белорусь – моя родина”, “Родовое дерево”, “Белорусская национальная кухня”;

Совместные с родителями мероприятия обеспечат повышенное внимание родителей к использованию средств устного народного творчества ( игр, песенок, загадок) в воспитании детей, помогут установить прочныеусловия для эффективного взаимодействия.

Основные формы и методы, используемые в работе педагогами

по приобщению детей к народным традициям

Основными формами и методами приобщения детей к национальной культуре являются:

-специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай  ганчара” и др.);

-создание музейных экспозиций;

-выставки, организованные в детском саду;

-встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;

-праздники и развлечения;

-рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий;

-дидактические и сюжетно – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”);

-чтение произведений и инсценировки;

-прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.

        Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в дошкольном учреждении.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.

           В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо включать такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы», «Корма—мой родной городской посёлок».

Воспитателям необходимо так организовать работу с детьми по расширению и пополнению представлений о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.

С этой целью необходимо использовать разнообразные виды организации игровой деятельности.

1) Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў».

2) Подвижные игры, отражающие национальные

обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень».

3) Игры-драматизации  по  мотивам  белорусских  песенок и сказок

4) Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие по Белоруссии  (Курган  Славы,   Хатынь,   Брестская  крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по  рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі  роднага краю», «Буйныя  гарады Беларусі», «Запаведныя мясціны Беларусі».

5) Дидактические игры: «Отбери  картинки,  где изображены животные, встречающиеся  в  наших  лесах», «С  какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров» др. Закреплению знаний детей о республике способствуют дидактические игры типа: «Хто дзе жыве» (Хто жыве ў Віцебску, Гомелі іг.д.), «Рэкі і азёры Беларусі», и «Расскажи мальчику из другой республики о своей стране», «Узнай и назови знаменитые места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Что бы ты рассказал о Минске, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте Беларуси» и др. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки  детей,  значки,  предметы   белорусского          декоративно-прикладного искусства.

6) Игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.