Методы и приемы приобщения дошкольников к культурному наследию
Подбираются для работы с детьми наиболее эффективные формы, методы и средства, надо учитывать, что процесс формирования национального самосознания долгий и сложный, и начинать его надо прежде всего с ознакомления с родным краем, окружением, подключая средства устного народного творчества. Поэтому основным требованием является создание необходимых условий, чтобы каждый воспитанник смог почувствовать себя частью своего государства; условия, которые бы позволяли формировать ощущение духовного единства с жизнью своего народа. Для этого необходимо в каждой группе оформить уголок «Моя родина – Беларусь», «Я – белорус», в котором можно разместить:
- альбом с песенками, загадками , подобранными к ним рисунками;
-атрибуты к белорусским народным играм;
-открытки «Наш город», « Наша страна»;
- дидактические игры «Сложи узор», «Украшение одежды». «Назови по-белорусски», «Назови сказку», «Сложи содержание сказки», «Жители белорусских лесов»;
-белорусскую художественную литературу;
- макет карты Белоруссии;
- альбомы и фотографии белорусской природы;
-альбомы с рисунками животных и растений Белоруссии;
-куклы в белорусской национальной одежде;
- аудиозаписи музыкальных произведений белорусского фольклора;
Приобщение детей к бел. национальной культуре может быть интересной и творческой работой. Но необходимо помнить, что дошкольный возраст – это период жизни ребенка, когда формируется интерес и потребность в знаниях, а ведущим видом деятельности является игра.
Главной целью занятий или других форм работы с детьми является:
*воспитать чувство гордости за свою Родину, народ, его язык, историю, культуру;
* углубить знания о родном крае, Родине;
* формировать готовность проявить свои знания в деятельности;
Хорошие результаты на занятиях по формированию национального самосознания, интереса к национальной культуре, можно достигнуть с помощью следующих эффективных методов и приёмов работы:
*сюрпризный момент, в которой “спряталась” тема, необычное начало занятия (приход гостя, героя, использование загадки, открытка, рассматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путешествие);
* загадки как форма фольклорного творчества помогают ввести детей в окружающий мир, развивать фантазию, заставляют думать;
* стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;
*проблемные ситуации (дети должны найти выход с помощью анализа, обобщения, сравнекния (могут сравниваться гербы разных стран, флаги; город – деревня;
*игровые приёмы “спрашиваю – отвечай”, “закрой глаза и представь”, “загляни в конверт”, “сложи из частенй” и др.
* викторины;
* использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольклора;
*прослушивание музыкальных произведений;
*творческие задания: “нарисуй, что представил”, “придумай сам”, “ укрась ...”;
*использование различных средств воздействия на настроение, эмоциональное настроение детей во время совместной деятельности (слушание музыки, чтение стихов и т.д.);
* домашние задания: “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”, “Прочитай и выучи”;
*тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей, будет способствовать желанию продолжить деятельность;
Интересными будут занятия в форме игровых поучительных ситуаций, которые “ перевоплотят” детей в учителей, дадут возможность каждому ребенку больше раскрыться, активизировать речь, показат ь свои знания.
Форма путешествия, с использованием рюкзаков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке, аппликации, тем самым сделает деятельность интегрированной ( “Путешествие с аистом по родной Белоруссии”, “Птицы поют, к Весне в гости зовут”).
Можно использовать мультимидийную презентацию: “Звуки родной природы”, “Беларусь - синеокая” и др. это сделает процесс ознакомления ещё более интересным и увлекательным.
Кроме специальных занятий, целесообразно проводить тематические вечера, викторины, совместные с родителями праздники, целевые прогулки, беседы. Дети вместе с родителями могут сделать рукописные альбомы “Белорусские народные загадки” с детскими рисунками, фотоальбом “Наш город”, выполнить творческие задания “Сложи рассказ про улицу, памятник”.
Все это даст возможность решать задачи развития белорусской речи, раскрыть творческие возможности ребенка, сформировать интерес к народному творчеству, в игровой форме приобщить детей к национальной культуре.
Следует также вести работу с родителями. Формы и методы организации взаимодействия с родителями могут быть следующими: наглядные, словесные, коллективными индивидуальные.
Наглядные формы:
Оформление папок-передвижек на тему “Детский бел. фольклор”; “Как наши предки гостей угощали”.
Оформление выставок литературы по теме;
Список литературы для чтения детям;
Словесные формы:
*консультации “Воспитываем маленького гражданина” и др.
*выступления на родительских собраниях;
Коллективные формы:
Проведение совместных мероприятий в “Семейной гостинной”;
“Празднуем Каляды вместе с родителями”;
*”Земля на ладони” (художественно-познавательная викторина для родителей и детей старшей группы);
“Ярмарка здоровья” (спортивно-фольклорный праздник с участием детей и родителей старшей группы);
Участие родителей в творческих конкурсах “Белорусь – моя родина”, “Родовое дерево”, “Белорусская национальная кухня”;
Совместные с родителями мероприятия обеспечат повышенное внимание родителей к использованию средств устного народного творчества ( игр, песенок, загадок) в воспитании детей, помогут установить прочныеусловия для эффективного взаимодействия.
Основные формы и методы, используемые в работе педагогами
по приобщению детей к народным традициям
Основными формами и методами приобщения детей к национальной культуре являются:
-специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);
-создание музейных экспозиций;
-выставки, организованные в детском саду;
-встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;
-праздники и развлечения;
-рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий;
-дидактические и сюжетно – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”);
-чтение произведений и инсценировки;
-прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.
Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в дошкольном учреждении.
Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.
В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо включать такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы», «Корма—мой родной городской посёлок».
Воспитателям необходимо так организовать работу с детьми по расширению и пополнению представлений о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.
С этой целью необходимо использовать разнообразные виды организации игровой деятельности.
1) Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў».
2) Подвижные игры, отражающие национальные
обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень».
3) Игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок
4) Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі роднага краю», «Буйныя гарады Беларусі», «Запаведныя мясціны Беларусі».
5) Дидактические игры: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «С какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров» др. Закреплению знаний детей о республике способствуют дидактические игры типа: «Хто дзе жыве» (Хто жыве ў Віцебску, Гомелі іг.д.), «Рэкі і азёры Беларусі», и «Расскажи мальчику из другой республики о своей стране», «Узнай и назови знаменитые места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Что бы ты рассказал о Минске, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте Беларуси» и др. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки детей, значки, предметы белорусского декоративно-прикладного искусства.
6) Игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».