Создание развивающей предметно-пространственной среды
для сюжетно-ролевых и театрализованных игр
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, парикмахерская, магазин и т. д.).
Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.
Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека, только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения» – в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях;
- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей – для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия);
- игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
- игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. – в этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
- «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя. С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
- определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
- наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
- отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
- косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Эти же требования относятся и к организации сюжетно-ролевых игр.
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развитие сюжетно-ролевой деятельности. Роль педагога в сюжетно-ролевой игре.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:
• Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре;
• творческое создание обстановки для игры;
• организация совместных игр воспитателя и детей;
• создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности.
Работа с родителями
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помнят ли родители, во что они играли вы в детстве?
Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра, повторим, имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка.
Говоря о влиянии взрослых на игру детей, К. Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка куколки, а он выстроит их в ряды солдат: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, – вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели».
Помощь родителей в организации сюжетно-ролевых игр детей – это:
– изготовление атрибутов для игр;
– изготовление оборудования и макетов для игр;
– участие в играх детей (по распределенным ролям).
Работа воспитателя с родителями по данной теме:
– разработка и размещение в родительские уголки консультаций «Сюжетно-ролевые игры детей», «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Знакомство с профессиями при помощи сюжетно-ролевых игр», «Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома» и др.;
– создание папки-передвижки «Атрибуты для сюжетно-ролевой игры»;
– организовать фотовыставку «Играем по сюжетам» или «Играем в профессии» и др.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
- особенности эмоциональной личности ребенка,
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
- индивидуальные предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес
и творческие способности; - поло-ролевые особенности.
- возрастные особенности.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в группе должна быть оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право
и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа
или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.
Список книг для литературного уголка может включать в себя:
- художественную литературу по темам, по 5-6 наименований
из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям; - «говорящие книги»;
- для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
- книги, сделанные своими руками;
- различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
- аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
- театр настольный;
- ширма;
- наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
- театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы
с головками-насадками, разные маски, декорации); - персонажи с разным настроением;
- материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры
в дошкольном учреждении; - уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
- для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы:
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных
и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы. - Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
- Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для младшей группы:
- Коврограф (фланелеграф).
- Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
- Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
- Маленькая ширма для настольного театра.
- Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных
и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей - Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.
Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.
Тематика наборов определяется учебной программой дошкольного образования.
Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Оснащение театрального уголка для средней группы:
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных
и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых
и детенышей), маски театральных персонажей. - Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
- Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
- Атрибуты для «Разноцветных сказок».
- Театр математики.
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для старшей группы:
- Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
- В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
- Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с
элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной
и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:
- волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми)
- волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
- волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
- волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);
- волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени).