Создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников
<article>Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей учреждения образования. В связи с этим, дошкольное учреждение должно организовывать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовывать комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Модель сохранения здоровья детей, может содержать пять блоков:
*здравотворчество;
* сотрудничество;
*педагогическая поддержка;
*взаимодействие;
* преемственность;
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в дошкольном учреждении;
- формированием подхода к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства;
Здоровьесберегающая работа предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Планомерное сохранение и развитие здоровья может осуществляться по нескольким направлениям:
- Лечебно-профилактическое (фито-, витамино-, аэрофито-, фитонцидотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптогенов ).
- Обеспечение психологической безопасности личности ребека (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга и релаксации, психогимнастика, элементы арттерапии, музыко-, сказко-, смехотерапии, фитодизайн).
- Оздоровительная направленность образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка).
- Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеололгического сознания ( знания о здоровье, умения сберегать , поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).
Этапы работы:
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды учреждения образования.
Медицинская сестра производит регулярный осмотр детей. Врачи специалисты выявляют различные функциональные нарушения у детей.
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в учреждении образования.
Использование в режиме дня:
- отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
- комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», рефлексотерапия, профилактика плоскостопия, хождение босиком; водное закаливание, обширное умывание, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
- оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастики, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность) следует включать в образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
А) пятиминутки здоровья;
Б)двигательные переменки между занятиями;
В) походы, мини-туризм;
Г)оздоровительный бег;
Е)проведение дней здоровья;
Ж)проведение недели здоровья (каникулярное время);
З) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
И) хореография (начиная со средней группы);
- образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:
А) по профилактике травматизма среди воспитанников;
Б) обеспечению безопасного пребывания детей на льду;
В) противопожарной безопасности;
Г) безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации;
Д) действиям для заблудившихся в лесу, городе.
Дети должны учиться приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, оказанию элементарной медицинской помощи, получать знания о полезных и вредных растениях.
- Необходимо наладить четкое взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе разместить рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память», «Закливание в дошкольном возрасте», «Полезная и здоровая пища» и др. Родителям предлагать рецепты витаминных чаев, бальзамов, коктелей для приготовления и использования в домашних условиях; способы обогащения домашнего питания витаминами, добавками; употребление соков, ягод, фруктов; применение фито- и аромотерапии дома; предлагать комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры, миогимнастика.
Привлекать родителей к участию в экологических акциях, в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
- Конечные результаты:
- внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в учреждении образования и семье;
-формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
- обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
-улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
</article>