Нормы новые – ответственность прежняя
На территории Республики Беларусь порядок организации и прове-дения массовых мероприятий регламентируется Законом Республики Бе-ларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях», положения ко-торого направлены не только на создание условий для реализации консти-туционных прав и свобод граждан, а также и на обеспечение обществен-ной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.
В соответствии с данным Законом одним из условий допустимости проведения массового мероприятия является наличие соответствующего разрешении местного исполнительного и распорядительного органа.
Статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 марта текущего года, предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно за публичные призывы к организации или проведению таких мероприятий с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом. Данные действия влекут наложение административных взысканий в виде штрафа в размере до 200 базовых величин (5 800 рублей), общественных работ на срок до 60 часов или административного ареста на срок до 30 суток, а для юридических лиц – в виде штрафа в размере до 500 базовых величин (14 500 рублей).
Если же виновным будут организованы групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок, сопряженные с явным неповинове-нием законным требованиям представителей власти или повлекшие нару-шение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, а равно принято активное участие в таких действиях (при отсутствии при-знаков более тяжкого преступления), ответственность придется нести по ч. 1 ст. 342 уже Уголовного Кодекса Республики Беларусь, предусматри-вающей наказание вплоть до лишения свободы сроком до трех лет.
К сожалению, в нашей стране участились случаи проведения массо-вых мероприятий в нарушение установленного порядка, в том числе и с вовлечением в них несовершеннолетних.
Здесь необходимо напомнить, что ч. 1 ст. 75 Кодекса Республики Бе-ларусь о браке и семье родители обязаны надлежащим образом осуществ-лять воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном
развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоя-тельной жизни в обществе.
В соответствии же со ст. 67 КоБС Республики Беларусь родители, опекуны, попечители за ненадлежащее воспитание и содержание детей несут ответственность в соответствии с законодательством.
Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением же понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребно-сти ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
- ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ве-дут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опас-ность для его жизни или здоровья.
Частью 1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь предусмотрено, что невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним дея-ния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответ-ственность за совершенное деяние, влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (до 290 рублей).
Не стоит забывать и о том, что в соответствии с ч. 2 данной статьи невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетними лицами в период с 23 до 6 часов вне жилища влечет наложение штрафа в размере до 2 базо-вых величин (до 58 рублей).
То есть, в тех случаях, когда в незаконных массовых мероприятиях примут участие несовершеннолетние, не достигшие 16-летнего возраста,
административную ответственность по вышеприведенной ч. 1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь понесут их родители либо лица, заменяющие последних.
За вовлечение же лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в совершение преступления путем обеща-ний, обмана или иным способом, в зависимости от наличия дополнитель-ных квалифицирующих признаков, наступит уголовная ответственность по ст. 172 УК Республики Беларусь, предусматривающая наказание вплоть до 8 лет лишения свободы.
В связи с этим обращаю внимание всех жителей нашего района как на необходимость соблюдения законодательства, в том числе надлежаще-го выполнения родительских обязанностей, так и недопустимость совер-шения действий, нарушающих права и свободы других граждан.
Берегите себя и своих детей!
25.03.2021 г. Дубровно
Заместитель прокурора
Дубровенского района
младший советник юстиции О.П. Кулешова